Курсы валют ЦБ РФ
00:0000:00
USD0.000.00
EUR0.000.00
CNY0.000.00
JPY0.000.00

+7 (495) 646-72-10

Москва, ул. Малая Семёновская, дом 3 А, стр. 2, 3 этаж, оф. 313

+7 (423) 261-48-88

690065, Россия,
г. Владивосток
ул. Стрельникова, 7
офис 505

21.10.2010

Результаты работы Таможенного союза и планы на будущее

Прошло уже более девяти месяцев с момента введения первого ключевого элемента Таможенного союза трех стран. С 1 января 2010 года вступил в действие единый таможенный тариф, а полномочия по его формированию переданы наднациональному органу - Комиссии Таможенного союза (ТС). С 1 июля 2010 года мы живем в условиях единой таможенной территории трех государств. Уже в ближайшем будущем отмена таможенного оформления в рамках Таможенного союза даст свой положительный эффект, но пока все ещё идет отладка механизмов, таможенных и иных государственных процедур, государственные органы и участники внешнеэкономической деятельности учатся торговать в новых условиях.

Уже работают единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, единый Таможенный кодекс, финансовые органы сумели создать достаточно сбалансированный механизм распределения таможенных пошлин и налогов, имеющих эквивалентное действие. Уже сегодня мы имеем единые для всех участников процесса правила санитарного, ветеринарного контроля и карантина растений, в ближайшей перспективе будут созданы общие для всех технические регламенты. Две различных процедуры контроля транзита – внутреннего и международного (такое деление ранее существовало в РФ) – заменены одной (единый таможенный транзит). Кроме того, более не нужно указывать предполагаемые сроки транспортного транзита и давать сведения о водителях транспортных средств.

По данным Росстата, с января по июль 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь увеличился на 18,3%, а с Республикой Казахстан - на 17,9%. Возможно, результатом роста также стало и некоторое оживление экономики после кризиса. Товарооборота Беларуси со странами ТС за январь-июль 2010 превысил 15,126 млрд долларов США, в том числе экспорт составил 5,51 млрд долларов, а импорт - 9,616 млрд долларов. Стоимостный объем экспорта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года из расчета в фактических ценах увеличился на 49,8%, а импорта - на 7,2%. Максимальный прирост товарооборота пришелся не на июль 2010 года, когда было отменено таможенное оформление товаров Таможенного союза, а на апрель. Тогда общий товарооборот вырос до 131,8%. За 7 месяцев 2010 года производители Республики Беларусь поставили в страны Таможенного союза 2665 грузовых автомобилей, что в 3,2 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, на 77% увеличился объем экспорта молока и сливок, на 61% - трансформаторов. В свою очередь Республика Беларусь из стран Таможенного союза в основном импортирует нефть и нефтепродукты, природный газ, черные металлы, алюминий, каучук, двигатели внутреннего сгорания.

Раньше таможенные пошлины не взимались только с тех товаров, которые произведены на территории Белоруссии. Сегодня любые товары, которые ввозятся из Белоруссии, в том числе и импортированные на территорию Белоруссии и прошедшие таможенное оформление, на Российской границе не подвергаются значимому таможенному контролю, не проходят таможенное оформление. Правда, есть исключения: автомобили физических лиц; товары, которые в Белоруссии оформляются по более низким ставкам (здесь необходимо продекларировать товары и доплатить таможенную пошлину). В Белоруссии таких товаров немного: спирт, карамель, трубы. Но несмотря на добровольность декларирования, угроза административного, уголовного или финансового преследования сохраняется.

Ситуация с Казахстаном чуть более сложная, поскольку на границе с Казахстаном сохраняются пункты пропуска, пограничный и таможенный контроль. Соответственно, везти товар можно не там, где удобно, а только через определенные места – пункты пропуска. В этих пунктах пропуска также сохраняются определенные формы таможенного контроля. Казахстан сохранил 409 товарных позиций, по которым установлены более низкие ставки пошлин по сравнению с единым таможенным тарифом Таможенного союза. Там есть и пластмассы, и фармацевтика, и машинно-техническая продукция. Кроме того, при вывозе из России в Белоруссию и Казахстан подлежат декларированию товары 27-ой группы (энергоносители): нефть, газ и так далее.
Но все преимущества, которые сулило снятие границ между Россией, Казахстаном и Белоруссией, сошли на нет при встрече с непроработанным законодательством ТС. Ни компании, ни таможня не знают, как решать возникающие на границе вопросы, и даже принятие закона "О таможенном регулировании" не сможет решить все накопившиеся проблемы. В итоге Таможенный союз у нас есть, а вот законов, его регулирующих, фактически нет. Всего в Таможенном кодексе 1157 отсылочных норм.

Многих без преувеличения ужаснула перспектива отмены постановления правительства РФ № 147 от 2003 года, которое освобождало подвижной состав, ввезенный на территорию РФ для осуществления международных перевозок товаров, от всех таможенных пошлин и налогов. Подобная мера была логичной, ибо в противном случае российские автоперевозчики оказались бы в заведомо худшем положении, чем многие их зарубежные коллеги. Однако сейчас в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза эту норму предполагается отменить. Соответственно, весь подвижной состав, ввозившийся с 2003-го и использовавшийся для международных перевозок (а это около 30 тыс. машин), будет обложен соответствующими пошлинами и налогами. Естественно, это станет сильным ударом по автотранспортному бизнесу. Решаться вопрос о налогообложении подвижного состава, используемого для международных перевозок, будет в октябре.

Новый порядок таможенного оформления таможенного транзита усложнил сложившийся технологический процесс перевалки контейнерных грузов в порту Восточный и вызвал накопление контейнеров в порту. Maersk Line вводит дополнительный сбор (Late Pick-Up Fee) за поздний вывоз импортных контейнеров с сухим грузом с территории терминала УНЭКО во Владивостоке. По информации линии, количество импортных контейнеров с сухим грузом во Владивостокском морском торговом порту значительно увеличилось за последний месяц. В группе FESCO подтверждают существование проблемы с вывозом контейнеров. Проблема актуальна не только для ВМТП, но и для других терминалов Владивостока, она существенно осложняет работу терминалов и ложится дополнительным финансовым бременем на плечи клиентов и грузовладельцев.

В Минэкономразвития завершают подготовку ЗАКОНОПРОЕКТА «О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ», второе чтение которого назначено на 22 октября. Новый закон должен заменить Таможенный кодекс. Однако многие юристы опасаются, что если новые нормы и будут работать, то в половинчатом виде. Закон создается в привязке к Таможенному кодексу Таможенного союза. Главное нововведение — институт уполномоченного экономического оператора. Лица, получившие этот статус, смогут упросить таможенное оформление. Главное, чтобы у компаний была хорошая репутация и отсутствие нарушений в прошлом. Уполномоченный экономический оператор может без таможенного оформления официально принимать, снимать пломбы, разгружать у себя товар. Самое важное, что это возможность получать товар в срок, без риска потери времени и простоя. Компания, желающая пользоваться особым статусом, обязана предоставить гарантию в сумме 1 млн евро.

Кроме того, закон может ужесточить защиту интеллектуальной собственности. Таможенные органы сами смогут решать, что считать легальным товаром, а что — контрафактом. Сейчас правообладатели, которые хотят, чтобы их права защищались, включают свой товарный знак в реестр и перечисляют конкретные условия, которым должен отвечать легальный товар. В случае введения принципа ex-officio желание правообладателя уже не будет волновать таможенников, они смогут задержать практически любой товар на таможне, ориентируясь лишь на собственное мнение. Подозреваемый в контрабанде товар может стоять на таможне до семи дней. Получить компенсацию за дни простоя импортеры вряд ли смогут: в суде необходимо доказать злой умысел таможенника.

Законопроект также закрепляет норму о сокращении сроков выпуска товара, которая содержится в Таможенном кодексе ТС. По новым правилам, товар должен быть выпущен в течение двух дней со дня регистрации декларации (раньше речь шла о трех днях), а товар, не облагаемый вывозными пошлинами, в течение четырех часов. По опыту же, сотрудники таможни часто просто отказываются регистрировать декларации, поэтому товар может стоять на таможне несколько дней, хотя официально все нормы будут соблюдаться.

Но есть и надежда, что закон будет учитывать интересы бизнеса. Практически одновременно с законом о таможенном регулировании в Госдуме будут рассматривать законопроект о присоединении России к международной конвенции об упрощении таможенных процедур. Этот международный акт не только проводит баланс между интересами бизнеса и Таможенной службы, но и дает конкретные юридические нормы, которые должно иметь государство. Если закон не будет до конца сбалансирован и будет больше удовлетворять пожелания ФТС, то в течение трех лет такое положение вещей должно измениться.


Возврат к списку

вход для сотрудников»
Поделиться…
Создание и поисковое продвижение компания VLADWEB.RU