Курсы валют ЦБ РФ
00:0000:00
USD0.000.00
EUR0.000.00
CNY0.000.00
JPY0.000.00

+7 (495) 646-72-10

Москва, ул. Малая Семёновская, дом 3 А, стр. 2, 3 этаж, оф. 313

+7 (423) 261-48-88

690065, Россия,
г. Владивосток
ул. Стрельникова, 7
офис 505

Рынок контейнерных перевозок в России уверенными темпами восстанавливается после кризиса, о чем свидетельствуют итоги работы железнодорожного и морского секторов в 2010-м по сравнению с результатами предыдущего года – плюс 18% и 30,2% соответственно, если считать в млн тонн.Общий контейнерооборот по РФ в TEU вырос на 34%, оборот через порты – на 44%, по сети российских железных дорог – на 15%. Тем не менее до рекордного уровня 2008-го результаты прошлого года все-таки не дотянули...

Журнал "РЖД" Партнёр" №4 (200) февраль 2011 г.

РАВНЕНИЕ НА 2008-Й

Впрочем, о том, что 2010 год закончится оптимистично, можно было судить по стабильному росту еще в первой его половине, когда объем контейнеропотока по сети РЖД прирос на 23%, а через порты – на 36,2%. В прошлом году процесс восстановления экономики, потребительского спроса, а также объемов международной торговли, в особенности со странами Юго-Восточной Азии, в частности с Китаем, шел гораздо более быстрыми темпами, чем прогнозировалось ранее. Как сообщали тогда в транспортной группе FESCO, «итоги работы в I полугодии существенно превзошли наши внутренние плановые показатели». Действительно, общий объем железнодорожных контейнерных перевозок группы увеличился в четыре раза.

Второе полугодие не нарушило позитивный тренд, и по итогам 2010-го практически все транспортные компании оказались в большом плюсе. Например, объем контейнерооборота у ЗАО «Евросиб» по итогам прошлого года составил 75 тыс. TEU (+47%). «Такой рост обеспечен не только растущим рынком, – рассказывает Алексей Пархомов, руководитель отдела стратегического маркетинга ЗАО «Евросиб», – этому способствовало и развитие регулярного контейнерного сервиса между Москвой, Санкт-Петербургом и Новосибирском, и открытие железнодорожного примыкания на терминале «Евросиба» в Шушарах (Санкт-Петербург), что позволило начать полноценную работу по приему и отправке грузов по железной дороге, развитие терминала в Новосибирске».

Нарастила контейнерооборот и Национальная контейнерная компания. В 2010 году объем ее перевалки не только восстановился, но и превзошел уровень 2008-го. Так, по итогам года грузооборот Первого контейнерного терминала (входит в состав НКК ) составил 1 159 989 TEU – это на 23,5% больше, чем в 2009-м. Как отметили в компании, такие результаты на 8,1% превышают грузооборот докризисного 2008 года, подтверждая, что терминал полностью преодолел негативные последствия экономического спада. В ноябре 2010-го ПКТ обработал миллионный TEU с начала года.

рж.JPG
рррррррррррр.JPG

Он перешел этот рубеж второй раз в своей истории, впервые такой объем был достигнут в 2008 году, в начале декабря. На сегодняшний день ни один терминал в России и СНГ не превзошел этот рекорд. Также в мае 2010-го ПКТ начал предоставлять новый сервис для клиентов терминала – регулярный контейнерный поезд «Санкт-Петербургский экспресс» по маршруту Санкт-Петербург – Москва – Санкт-Петербург с отправлением два раза в неделю. Кроме того, с октября 2010 года «Логистика-Терминал» (актив НКК ) начал обработку контейнерных поездов.

Результаты 2008-го удалось превзойти и «Русской тройке». «Мы переломили негативные тенденции кризисных лет и выросли по перевозкам более чем в два раза по отношению к 2009 году и почти на 18% – к 2008-му, – говорит Николай Резвов, генеральный директор ЗАО «Русская тройка». – Объем перевозок компании в прошлом году составил 80 529 TEU, из них больше половины – экспортно-импортные перевозки. В целом 2010-й для рынка контейнерных перевозок стал весьма позитивным.

Рынок растет почти докризисными темпами. По нашей оценке, в ушедшем году он прибавил 17–19%». В ООО «ТИС-Лоджистик» прошедший год также оценили как очень продуктивный и вместе с тем поучительный. «В 2010-м произошел многократный рост импортных контейнерных грузопотоков – как вследствие отложенного в 2009 году спроса, так и по ряду других факторов, – заметил коммерческий директор компании Виталий Ватутин. – Однако данный рост выявил и оголил целый спектр проблем, связанных с имеющейся в стране транспортной инфраструктурой, которая в своем развитии очень сильно отстает от быстрорастущих грузопотоков.

Поэтому необходимость серьезных инвестиций в модернизацию имеющихся портов, терминалов, станций и их оборудования, а так же потребность в строительстве новых объектов данного профиля, на мой взгляд, очевидна».

АВТОКОМПОНЕН ТЫ: И СНОВА ЗДРАВСТВУЙТЕ
Как известно, одним из ключевых факторов развития контейнерных перевозок является роствнешнеторгового оборота, прежде всего импорта, что и было замечено в прошлом году. Как сообщили в ЦФТО ОАО «РЖД », рост потока в данном сообщении по сети дорог составил 46% (при этом экспорт – только 15%). И, что примечательно, в прошлом году транзит по РЖД увеличился на 33%! В российских портах основная доля перегрузки контейнеров также пришлась именно на внешнеторговые грузы – 86,6%. Самая весомая часть контейнерного грузопотока России прошла через порт Санкт-Петербург – 53%. Однако наилучшая динамика роста была отмечена в портах Восточный (рост в 1,6 раза) и Калининград (рост в 2,4 раза). Причем если в экспорте увеличение составило 1,71 млн тонн (+20,6%), то в импорте – 5,58 млн тонн (+43,4%). Здесь надо отметить, что поставки импортных сухогрузов через морские порты России выросли прежде всего засчет перевалки контейнерных грузов, которые в общем объеме составили 47,2% от прироста переработки импорта.

Увеличение импортного контейнерооборота над экспортным объясняется просто, так как его структура сама, в отличие от топливно-сырьевых товарных групп российского экспорта, которые слабо поддаются процессу контейнеризации, подразумевает использование контейнеров (оборудование, бытовая электроника и электротехника, товары народного потребления). Экспортируют же из России в контейнерах обычно бумагу, химические вещества, металлы. «В прошлом году в контейнерномэкспорте росли традиционные объемы (алюминий, продукция ЦБП), также номенклатура расширялась за счет привлечения новых наименований (изделия из черных металлов, продукция нефтехимии и т. д.), – рассказывает А. Пархомов. – Кроме того, была замечена тенденция увеличения объемов экспорта удобрений в контейнерах».В компании «Русская тройка», памятуя о практически полном прекращении во второй полови не 2008-го и в 2009 году перевозки автокомплектующих из стран АТР на сборочные производства в РФ, как очень позитивный факт отме-
тили их возвращение на российскую инфраструктуру, пусть и не столь масштабное, как до кризиса.

В самом деле, только по Транссибу в прошлом году довольно успешно работали шесть направлений курсирования контейнерных поездов с автокомплектующими. Это Находка-Восточная – Аблык, по которому осуществляется перевозка автозапчастей для автомобильного завода Uz-Daewoo в Узбекистане; по данному маршруту было перевезено 10 042 TEU (рост объемов на 17%). Находка-Восточная – Марцево – перевозка комплектующих для сборки автомобилей марки Hyundai (Республика Корея); объемы прошлого года – 2812 TEU (-1%). Находка-Восточная – Круглое Поле, Тихоново– доставка запасных частей для промышленной сборки автомобилей, прицепов, полуприцепов марки Isuzu (Япония) на сборочный автомобильный завод ОАО «Северсталь-авто»; здесь транспортировано 878 TEU (рост объемов в три раза). Более того, три маршрута стартовали именно в 2010 году. Это Находка-Восточная – Черкесск, пере-возимый груз – запасные части к автомобилям из Китая, получатель– автомобильная компания «Дервейс»; за май – декабрь 2010 года по данному маршруту перевезено 2657 TEU. Забайкальск – Марцево– транспортировка комплектующих для сборки автомобилей для Таганрогского автомобильного завода из Китая; за июнь – декабрь 2010-го перевезено 1474 TEU. И, наконец, Тяньцзинь (КНР ) – Москва-Товарная-Павелецкая – доставка комплектующих для сборки автомобилей для компании «Ирито» из Китая. За июнь – декабрь 2010 года
– 1112 TEU. География перевозок, в отличие от объема, за прошлый год существенно не поменялась, даже несмотря на появление новых интересных маршрутов, рассказывают в компании «ТИС-Лоджистик». «Мы начали обрабатывать объ- емы, идущие из Китая в города России через Забайкальск, наращивать грузоперевозки из стран Европы и Юго-Восточной Азии в порт Санкт-Петербург по deep sea в дополнение к дальневосточным портам, – рассказывает В. Ватутин.– Также практически не изменилась доля распределения грузопотока между портами Санкт-Петербург, Восточный, Владивосток».

ТРАНССИБ НЕ СДАЕТСЯ
Транссиб в прошлом году наконец начал прирастать контейнерными объемами, хотя это и неудивительно, ведь сравнение идет с 2009-м, по итогам которого, напомним, падение в международном сообщении составило 56% (всего было перевезено 173,1 тыс. ед.). По информации Координационного совета по транссибирским перевозкам, уже за I полугодие внешнеторговый контейнеропоток возрос на 32% по сравнению с 6 месяцами 2009-го, а по итогам года – и вовсе на 46% (252 127 тыс. ед.). Общий объем перевозок по ТСМ увеличился не так резко на 22% (всего 748 544 тыс. ед.). Внутреннее сообщение, занимающее большую долю в общем объеме (496 417 тыс. ед.), возросло на 13%. Однако несмотря на все успехи достичь объемов 2008 года все-таки не удалось.

 Если считать в тыс. TEU, то расклад по объемам получается следующий: 527 тыс. TEU в 2010 г. против 657 тыс. TEU в 2008 г. (и «яма» в 2009 г. – 373 тыс. TEU). Больше всего повезло импорту: объем контейнеропотока, вошедшего в РФ через Дальний Восток, составил 299 тыс. TEU против 193 тыс. TEU в 2009 г. и 367 тыс. TEU в 2008 г. При этом, по данным «Евросиба», 128 тыс. из общего объема проследовало в Москву и Московскую область и 24 тыс. TEU – в Новосибирск. На экспорт ушло 228 тыс. TEU (в 2009 г. эта цифра равнялась 180 тыс., а в 2008 г. – 290 тыс. TEU). Надо сказать, что в прошлом году значительно выроси транзит – до 18 тыс. TEU, в отличие от 12 тыс. в 2009-м. Основные направления транзитных перевозок – из/в Узбекистан, Казахстан, Венгрию, Словакию. Кроме того как подсчитали в «Евросибе», половину всего транзита составили машинокомплекты Daewoo из Кореи.

Действительно, согласно информации КСТП , объемы перевезенных транзитных контейнеров в сообщении Россия – Корея по сравнению с 2009 годом увеличились на 54%. В целом данное направление приросло на 58%. На втором месте оказались перевозки крупнотоннажных контейнеров в сообщении Россия – Китай (+52%). Причем самый заметный подъем произошел по импорту, объем которого увеличился на 97% по сравнению с 2009-м. Сообщение Россия – Японияпродолжает привычно сдавать позиции. Видимо, доверие японских грузовладельцев к российским железным дорогам не увеличивается. По крайней мере в прошлом году оно снова просело на 24%.

По словам генерального секретаря КСТП Геннадия Бессонова, «увеличение объемов транзитных перевозок возможно толь-ко благодаря выводу на рынок инновационного транспортного продукта, внедрению технологии эксплуатации контейнерных блок-поездов, следующих по жесткому графику, преодолевающих расстояние свыше 1,2 тыс. км в сутки». Он также добавил, что сроки доставки грузов между северо-восточными провинциями Китая, Республикой Кореей, Японией и странами Европы не должны превышать 17–20 суток, а цена железнодорожной перевозки превосходить стоимость морской более чем на $1 тыс.

По мнению главы КСТП , транспортировка контейнерных грузов по Транссибу с конца 2009 года стала гораздо привлекательнее по цене – благодаря стабильной ценовой политике ОАО «РЖД », а также значительному снижению (на 30–40%) платы за использование платформ операторами транссибирских перевозок (FESCO, ОАО «ТрансКонтейнер»). В итоге появились реальные проекты по перевозке не только импортно-экспортных, но и транзитных грузов. Тогдаже возрос уровень контейнеропотока через порт Восточный. «Рост объемов перевозок через дальневосточные порты определил и расширение сервиса, в котором мы участвуем, на линии между Москвой и Владивостоком. Четыре пары поездов еженедельно – это результат ушедшего года (в начале 2010 г. было всего две пары). Сегодня же стоит вопрос и о пятом поезде в неделю из Владивостока», – добавил Н. Резвов. В целом в «Русской тройке» положительно оценили результаты работы на Транссибе. В частности, развитие сервиса FESCO Moscow Shuttle и активное участие в программе «Транссибза 7 суток» позволило значительно снизить время следования на маршруте (чуть более 10 суток).

ЛОГИСТИКА ОЖИВАЕТ
Надо сказать, что контейнерные поезда уже давно доказа-ли свою эффективность, в отличие от повагонных отправок, которые практически убыточны. И крупные транспортные компании активно работают над организацией контейнерных поездов, в том числе совместно с другими операторами, как, например, компания «Евросиб». «Мы сотрудничаем с «Русскойтройкой», «Экодором» и др., – говорит А. Пархомов. – Маршрутизация перевозок позволяет повысить конкурентоспособность железной дороги по отношению к автотранспорту, так как на отправки в составе маршрутных поездов есть скидка. Правда, скидка эта на сети РЖД составляет лишь 11%, что недостаточно. Ведь требуются значительные инвестиции в развитие инфраструктуры для накопления партий (терминалы) и в развитие сервисной составляющей для консолидации грузопотока». Для сравнения: в Германии маршрутные отправки дешевле повагонных на 34%, в США – на 41,5%, в ЮАР – на 63% (данные McKinsey).

Тем не менее в прошлом году это не мешало развивать существующие маршруты, а также организовывать новые. Так, по данным КСТП , в перечень маршрутов, по которым курсируют контейнерные поезда, организованные для перевозки грузов с использованием Транссибирской магистрали, вошли 19 линий. Это Забайкальск –Чоп, Брест (курсирует с 2008 г.), который организован для перевозки сборного груза из Китая в Венгрию. В 2010 году по данному маршрутубыло перевезено 5558 TEU (рост объемов в пять раз); Чоп, Брест –Забайкальск – доставка продуктов и химических препаратов из Европы в Китай (1457 TEU, рост объемов на 26%); Находка-Восточная – Москва (с 2004 г.) – организован для перевозки сборных грузов из Китая и Кореи (41 548 TEU, рост объемов в четыре раза). Во второй половине 2009-го, когда экономика начала приходить в себя после пережитого в конце 2008 года стресса, появились новые маршруты, которые получили достойное развитие и в 2010-м, что подтвердило правильность выбранного курса. Это маршруты Находка-Восточная – Екатеринбург (в 2010 г. в составе контейнерных поездов было перевезено 8873 TEU, рост объемов в три раза) и Находка-Восточная – Клещиха (4444 TEU, рост в два раза). Номенклатура транспортируемых по данным маршрутам грузов – пластмасса, стройматериалы, товары широкого потребления. Также работало направление Усть-Илимск – Владивосток. Перевозимый груз – целлюлоза на экспорт в Швейцарию (7050 TEU, рост в три раза).

Кроме этого, со второй половины 2009 года были запущены экспортные поезда с алюминием ОАО «Русал» без перегруза в Роттердам. Составы отправляются со станций Камышта, Красно-ярск-Северный, Багульная, Гончарово и следуют до ст. Новый Порт (Санкт-Петербург). Указанные маршруты пользуются большой популярностью, рост объемов перевозок в прошлом году составил до 12 раз.

Что характерно, помимо всех ныне действующих, в 2010 году было организовано еще пять поездов. Кроме трех уже упомянутых выше (с автокомплектующими), в этот ряд попали маршруты: Тяньцзинь (КНР ) – Челябинск (Minmetall), правда, проект был однократным и дальнейших отправок пока не планируется, а также Усть-Илимск – Антропшино, перевозимый груз – пиломатериалы на экспорт в Швейцарию.

Есть планы по организации новых маршрутов и на 2011 год. «Всего в прошлом году с нашим участием отправлено более 400 контейнерных поездов. Из них 336– сервиса FESCO Moscow Shuttle (Москва – Владивосток – Москва)и порядка 80 поездов на сервисе Москва – Новосибирск, – рассказывает Н. Резвов. – В тестовом режиме в 2010-м начаты поездные отправки с ряда терминалов на Севере и Северо-Западе. Безусловно, есть планы по новым поездным проектам на 2011 год. В региональном разрезе можем обозначить южные регионы России и Северо-Запад. Конкретнее же будем говорить по факту запуска проектов».

МНОГО ХОРОШО ТОЖЕ НЕ ХОРОШО
Прогнозы транспортных компаний на 2011 год весьма оптимистичны. Так, в «Евросибе» уверены, что рынок продолжит свой рост, но без прорывов, на уровне 15–20%. Здесь скажутся и усилия операторов по развитию сети маршрутных контейнерных поездов, в частности, на направлениях Санкт-Петербург, Москва– Новосибирск, Дальний Восток– Москва, Новосибирск. И запуск в сентябре Усть-Лужского контейнерного терминала, в связи с чем доля контейнеров, отправляемых по железной дороге, возрастет.

 Примерно аналогичной цифры роста придерживаются и в «Русской тройке». «Прогноз – умеренно оптимистичный. Рынок будет расти в пределах 15–18%. Возможно, какое-то влияние окажет нестабильность в странах Северной Африки, как известно, Суэцкий канал используют многие морские линии»,– заметил Н. Резвов. В. Ватутин из «ТИС-Лоджистик» пожелал увидеть в 2011 году те же темпы роста грузопотоков, как и в 2010-м, однако добавил, что любое увеличение относительно прошлого года только ухудшит ситуацию на рынке. «Без развития контейнерной инфра структуры это приведет к полному транспортному коллапсу в России, – пояснил он. – Тысячи контейнеров будут месяцамистоять в ожидании своей очере ди на погрузку на железную дорогу, на выгрузку с судов, на выгрузку с поездов на терминалы, на автовывоз к складам клиентов. А ведь есть еще таможенный сектор, который тоже совершенно не справляется со своевременным оформлением входящих импортных грузопотоков».

Во многом дальнейшая динамика роста контейнерных перевозок по железной дороге будет зависеть от решений в области тарифного регулирования. Кстати, в декабре прошлого года ФСТ утвердила ряд исключительных тарифов на контейнерные перевозки. В соответствии с указанным решением средний рост тарифа ОАО «РЖД » на перевозку контейнерных грузов специализированным подвижным составом частных операторов в 2011 году составит всего 5% к уровню 2010-го. Крупнейшие игроки рынка – ОАО «ТрансКон-тейнер» и транспортная группа FESCO – оценили данную инициативу положительно, считая, что это поможет повысить конкурентоспособность железнодорожных контейнерных перевозок по сравнению с другими видами транспорта и более успешно привлекать дополнительный грузопоток с океанских маршрутов на российскую транспортную систему. Од-нако в компании «Евросиб» добавили, что такая коррекция тарифа незначительна, кроме того, железнодорожные контейнерные перевозки конкурируют не только с автотранспортом, но и с железнодорожными перевозками в крытом подвижном составе. Причем зачастую контейнерные доставкиобходятся дороже, чем в крытых вагонах.

«Контейнерные потоки очень несбалансированны. Значительная часть контейнеров возвращается порожними, однако это не влияет на сумму тарифа, в отличие от крытых вагонов. Для повышения конкурентоспособности контейнера по отношению к крытому вагону будет иметь значение унификация тарифа на порожний пробег», – резюмирует А. Пархомов.

рбр.JPG


вход для сотрудников»
Поделиться…
Создание и поисковое продвижение компания VLADWEB.RU